Виктория Тот,
Аркадий Усачев - генеральный директор компании «Деликатный переезд»
В августе компании «Деликатный переезд» исполняется 15 лет. Для российской мувинговой компании это серьезный возраст, ведь мувинговые услуги появились у нас лишь в 1998-1999 годах, когда на российский рынок пришли первые подобные иностранные компании.
Именно тогда компания «Деликатный переезд» предложила свои услуги массовому потребителю, сделала доступными качественные услуги по организации переездов частным лицам и компаниям. Политика компании (и в момент ее основания, и сегодня) - открытость, честные отношения с клиентами, партнерами и сотрудниками, развитие цивилизованного рынка мувинговых услуг - пришлась по душе многим ее клиентам.
Журнал поздравил компанию «Деликатный переезд» с юбилеем, и, пользуясь случаем, мы попросили генерального директора Аркадия Усачева рассказать, в чем секрет успеха его бизнеса.
- Аркадий, расскажите, как возникла идея создания компании?
- После возвращения из армии я устроился на работу в мебельную компанию, занимающуюся продажей дорогой мебели. Обнаружилось, что у многих клиентов возникает одна и та же проблема - куда и как деть старую мебель при покупке новой. Конечно, найти грузчиков, которые просто помогли бы вывезти мебель, не было проблемой. А вот добиться, чтобы они сделали это хорошо, с определенными подходами к работе, отвечая за сохранность имущества, было практически невозможно. Никаких стандартов работы в этом бизнесе в те времена просто не существовало, да и сейчас, спустя 15 лет, рынок мувинговых услуг можно назвать цивилизованным лишь на 5-7%. Вот тогда я и задумался над созданием собственной мувинговой компании. Разложил процесс переезда на этапы, выделил операции и понял, что ничего сложного в самом процессе нет. Разобрался с ценой - рассчитал предположительные затраты на организацию переезда определенного объекта и сравнил с теми ценами, которые предлагали за свою работу уже существовавшие в то время зарубежные мувинговые компании. Получился серьезный разрыв, стало очевидно, что потенциал есть. После этого создал образ компании и придумал название.
- А почему выбрали такое необычное название - «Деликатный переезд»?
- Я определил для себя некие критерии. По моему мнению, название должно было отражать три вещи: что мы делаем, как именно мы это делаем, и к тому же быть «шероховатым» (привлекать внимание, заставить человека задаться вопросом: а что это такое?). Кроме того, нельзя было допустить, чтобы кто-то зарегистрировал компанию с похожим названием. «Аккуратный», «правильный» - было слишком просто, а «деликатный» как раз и давал эту самую «шероховатость», заставлял людей задуматься. Так и родилось название - «Деликатный переезд». Совместно с дизайнером придумали логотип, появилась компания, и пошла работа.
- Как строилась компания в первые годы после создания?
- Сначала я привлек в компанию людей, с которыми работал в мебельном бизнесе на сборке мебели, и постепенно стал формироваться коллектив. Мы сразу разделили процессы продаж и производства услуги, хотя во многих компаниях до сих пор - кто продал, тот и совершает переезд. Но, по нашему мнению, это совершенно разные компетенции, их не стоит смешивать. Первые два года работали только в Москве, потом открыли компанию в Санкт-Петербурге. А дальше стали открывать филиалы в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Уфе (это уже франчайзинг). Правда, спустя время филиал в Екатеринбурге пришлось закрыть - там нам не удалось наладить работу.
Сегодня «Деликатный переезд» - это не «семейный бизнес» из 3-5 человек, а вполне серьезная компания. Например, в московском офисе помимо производственного отдела (специалисты, непосредственно осуществляющие работы по организации переездов) есть отделы развития персонала, маркетинга, продаж, служба контроля качества, бухгалтерия и финансы, транспортный отдел, складской комплекс, а также подразделение, занимающееся управлением дочерними компаниями. В компании работают молодые, активные, целеустремленные люди, готовые развиваться. И, несмотря на свой молодой возраст (24-38 лет), многие работают в компании более 6-7 лет, уже сформировались как профессионалы, являются специалистами своего дела.
- Несмотря на то что работа компании связана с перемещением имущества, грузов, у вас в штатном расписании нет грузчиков. Почему?
- В нашей компании нет грузчиков, у нас работают универсальные специалисты, которые должны одинаково хорошо уметь разбирать мебель, упаковывать, правильно маркировать имущество, перевозить, разгружать, заново собирать. При этом они должны полностью обеспечивать сохранность имущества, так как несут полную материальную ответственность за работу. Безусловно, в компанию приходят люди, не всегда умеющие все это делать. Но мы, во-первых, создали определенную процедуру отбора сотрудников, а во-вторых, ведем с ними постоянную работу - учебный центр занимается их обучением и развитием, регулярно проводит аттестацию.
Кроме обучения мы регулярно осуществляем мониторинг работы специалистов, проверяем, соблюдаются ли наши внутренние стандарты проведения работ и коммуникаций с клиентами. По итогам мониторинга подробно разбираем ошибки. Это непрерывная работа, позволяющая предотвращать проблемы и сбои, обеспечивать высокое качество оказания услуг.
А главное - мы не называем ребят «грузчиками» даже между собой, это определенная позиция в отношении сотрудников. Стремимся и клиентам объяснять, что наши специалисты - профессионалы своего дела, их труд квалифицированный и заслуживает уважения (слишком уж глубоко у людей в сознании сидит стереотип про неопрятных, грязных и «недалеких» грузчиков).
- Вы так много внимания уделяете работе со специалистами. Это ведь определенные затраты. В связи с этим цены на ваши услуги должны быть достаточно высокие?
- Стоимость наших услуг среднерыночная. Да, цены не самые низкие, но это определяется уровнем качества. Мы используем только качественные материалы, оборудование, автомобили, чтобы обеспечить сохранность имущества клиента. При этом мы придерживаемся позиции, что наши услуги должны быть доступны широкому кругу лиц и компаний. Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество с клиентами, поэтому не ставим перед собой задачи заработать много денег сегодня любой ценой. Важно, чтобы сохранялось доверие к нашей работе.
И как доказательство тому - известные компании-клиенты, работающие с нами уже много лет. Постоянно появляются новые, есть такие, которые пришли к нам, попробовав иные возможности, имеющиеся на рынке.
- Видимо, этому способствует еще и то, что вы работаете в разных городах.
- Да, мы осуществляем также междугородние переезды, предлагаем организацию перевозки и хранения выставочного оборудования, обслуживаем крупные форумы. Например, компания работает в Москве, им нужно что-то перевезти в Санкт-Петербург и организовать там выставку, конференцию, форум и тому подобное. У них есть три варианта решения этого вопроса: сделать все самим, нанять транспортную компанию плюс найти людей в Петербурге, кто там все установит, потом разберет, упакует в машины, либо обратиться к нам. Мы предлагаем очень простое решение: вы в Москве даете нам имущество, а через неделю мы его возвращаем и тоже в Москве. Остальное вас никак не касается. Так мы, к примеру, совсем недавно работали с дочерней структурой одного из лидеров нефтегазовой отрасли. И по такой схеме мы можем работать со всеми городами, в которых присутствуем.
- Помимо переездов вы также предлагаете обслуживание офисов, услуги складских помещений.
- Совершенно верно. Переезжают офисы на так часто, а вот множество мелких задач по перемещению имущества, сборке мебели, участию в выставках, хранению имущества вне офиса стоит перед крупными компаниями постоянно. Мы решаем задачи комплексно. Для компаний это удобно - один договор, работа по заявкам, а спектр решаемых задач большой: от сборки одного стола до перевозки банкоматов или перемещения нестандартных элементов, как, например, подъем вручную на 11-й этаж главного редуктора вертолета (вес редуктора 1100 кг).
В рамках услуги «хранение» мы готовы осуществлять комплектацию разного вида имущества (например, рекламных материалов) и отправку его в другие офисы компании или ее дилерам. И делается это нами без участия представителя компании, по письменному заданию. Компаниям не нужно тратить время для координации работ, приезжать на склад.
Спектр наших услуг растет в зависимости от потребностей наших клиентов.
- Кто в вашей компании самый главный человек?
- Каждый, кто у нас работает. Кто может повлиять на компанию с точки зрения развития и процветания. От каждого зависит результат.
- С какими мыслями вы подошли к юбилею, чем гордитесь?
- Меня многое радует. Прежде всего всё, что мы делаем, полезно людям. Нет ничего такого в нашей работе, чтобы мы делали в ущерб своим положительным ощущениям от своей деятельности. Мы никогда не берем с клиента больше денег, чем нужно за наши услуги, даже когда есть такая возможность. Наоборот, всегда стремимся максимально удешевить наши услуги через организацию самого процесса, и помогаем клиенту, даже если он «тяжелый» и с ним сложно работать. Мы смотрим на ситуацию с позиции заказчика: что бы он хотел, как бы ему было удобно. Плюс мы всегда ответственны за свою работу и рассматриваем абсолютно все претензии. Каждую неделю подводим итоги, обзваниваем всех клиентов, с которыми работали. Статистика получается такой: 50-55% - это отличные отзывы, 35-45% - хорошо или норма, и только около 3% - жалобы или замечания. Как я уже сказал, мы работаем с каждым замечанием клиентов, что позволяет нам непрерывно совершенствоваться.
- Ваши ожидания от компании «Деликатный переезд» на ближайшие 10 лет? Какая основная цель стоит сейчас перед вами?
- Главная задача - обеспечить устойчивость функционирования компании и предсказуемость результатов работы в долгосрочном периоде. На данный момент результаты предсказуемы, но в перспективе на 1-2 года. Мы ставим задачу так организовать процессы, чтобы функционирование было максимально устойчивым. А это автоматически даст и еще большую долю на рынке, и прибыль.
Кроме того, стоит задача подготовки управленческих кадров внутри компании. Это нужно для систематизации деятельности, чтобы «Деликатный переезд» мог максимально стабильно работать, развиваться и надежно обеспечивать клиентов необходимыми услугами.