Для них он – настоящее испытание. Как родителям сделать его более комфортным и что нужно учитывать сотрудникам помогающих сервисов, разберем в этом материале.
Проблема переезда с детьми с аутизмом, а также подростками или взрослыми с аутизмом (аутизм или более научно расстройство аутистического спектра (РАС) – пожизненное состояние) связана с самим расстройством. Аутизм является нарушением нейроразвития. Мозг аутичного человека работает по-другому. Проявляется аутизм в виде поведенческих нарушений:
- Людям с РАС сложно общаться с другими людьми и строить социальные отношения (Важно не путать с нежеланием общаться. «Поломка» в незнании как и зачем это делать.).
- Они избегают нового опыта, боятся перемен и непредсказуемых ситуаций.
- Им свойственно стереотипное поведение и следование рутине. Например, они могут есть только из одной конкретной тарелки; или играть только с одной определенной игрушкой; интерьер их комнаты не должен меняться.
- Они более тревожны и чувствительны к разным звукам, запахам, тактильным ощущениям.
Переезд же олицетворяет собой весь пакет аутичных барьеров. Сначала дом превращается в склад и рушится привычная обстановка, затем вдруг появляется совершенно новое пространство, в том числе и район, и магазины, и дорога.
Хорошая новость в том, что для аутичных людей разработаны и научно доказаны методы, помогающие им успешно адаптироваться. Самое главное правило – готовиться к переезду сильно заранее. Это может быть несколько недель и даже месяцев. Важно, чтобы ребенок знал, что его ждет.
Метод социальных историй. Периодически показывайте ему весь процесс переезда на фотографиях, выстроенных в линейный нарратив. Если есть возможность, покажите снимки нового дома, его комнаты, района, постарайтесь сделать историю максимально персонализированной.
Метод визуального расписания. Заведите календарь и вычеркивайте вместе дни до переезда. Сделайте карточки с рисунками (или фотографии) процесса переезда (например, упаковка вещей, погрузка, распаковка и так далее) для доски с планами.
Вовлекайте ребенка в процесс. Подберите задачи, которые могут ему понравиться. Например, он может наклеивать наклейки на коробки со своими вещами и быть уверенным, что увидит их и в новом доме.
Обсуждайте переезд с ним и говорите о нем в присутствии ребенка с другими взрослыми в позитивном ключе. Даже мы не любим переездов. Аутичным человеком изменения могут восприниматься как трагедия. Разберите с визуальной поддержкой плюсы переезда, выделите их, сделайте на них акцент. Покажите, что улучшится на новом месте по сравнению со старым – комната лучше, двор с новой площадкой, на которой есть уникальные качели, рядом с новым домом классный магазин с машинками и т.п.
Подготовьте отдельную коробку, которую раскроете в первую очередь. Там должны быть вещи, игрушки, предметы быта и даже любимые лакомства, к которым ребенок привязан.
В новом месте
Заранее продумайте и установите систему безопасности. Дети с аутизмом могут убегать, важно об этом помнить.
Прежде всего займитесь его комнатой. Желательно, чтобы она уже была подготовлена к его приходу. Не делайте совершенно новый дизайн, а воспроизведите привычный для него.
Готовьте в новом доме его самые любимые блюда и проводите любимые для него занятия, выстраивая позитивные ассоциации с новым пространством.
Вместе изучайте новый район, детскую площадку, маршрут до магазина, школы и так далее, также используя методы визуализации.
Познакомьтесь с соседями, особенно с семьями с детьми (вы будете пересекаться на детской площадке), расскажите об особенностях вашего ребенка. Чаще всего негативные реакции на нетипичное поведение аутичных людей связано именно с незнанием. Также соседи могут помочь, в случае экстренной ситуации, если ребенок, например, потерялся.
Некоторые эти советы применимы и для другого социального опыта, например, путешествий. В целом именно на работе с аутичными барьерами построена социализация и адаптация аутичных людей, включая инклюзивное образование.
В день переезда, если есть возможность, то ребенка с аутизмом лучше удалить с территории выбытия, например, отправить его на занятия в развивающий центр, или за город с родными, не участвующими в переезде, до того, как начнется разборка квартиры и его комнаты. В этом случае важно, чтобы его пространство было собрано на новом месте к его возвращению с минимальными изменениями. Если такой возможности нет, то следуйте советам выше, максимально учтя каждый из них.
Не забывайте, что аутичный ребенок может быть действительно очень привязан к месту. Отрыв от него может вызвать нешуточную тоску и тревогу. На первое время после переезда снизьте требования к ребенку. Не планируйте в новом месте сразу новых задач, сложных занятий, какой-то серьезной нагрузки. Необходимо с новым местом выстроить приятные ассоциации и позитивный эмоциональный фон. Выстройте в новом месте базовую рутину, прежде чем внедрять в него учебные и поведенческие занятия.
Что нужно учитывать сотрудникам компаний, организовывающих переезд
- При общении с заказчиком переезда в случае, если переезд организуется из жилья в жилье и переезжает семья, уточните, нет ли каких-то особенностей у переезжающих детей, которые нужно учесть при организации переезда.
- Если заказчик сообщает вам о переезде ребенка с аутизмом, постарайтесь заведомо уточнить всю специфику такого переезда и обозначить пункты, обязательные к исполнению на 100%.
- Желательно, чтобы менеджер, курирующий переезд, выехал на место для более детальной оценки потребностей перевозки, сборки и разборки именно аутичного новосельца.
- Пришлите семье несколько фотографий, отражающих фирменный стиль перевозчиков – рабочих в униформе, фото с промаркированными упаковочными коробками. Это поможет родителям сделать карточки для визуальной поддержки переезда и заранее познакомит аутичного со знаками, символизирующими его переезд, что снимет тревогу при встрече с новыми людьми из числа перевозчиков.
- Желательно заранее получить план расстановки «аутичного» пространства на новом месте. Это поможет специалистам уже накануне работ скорректировать порядок переезда.
- При упаковке вещей определите вместе со взрослыми заказчиками, какой порядок сборки на месте назначения будет необходим для максимально быстрого восстановления зоны жилья аутичного ребенка.
- Уточните у заказчика, как более правильно и точно промаркировать упаковку, в которую собираются вещи аутичного переезжающего.
- Рабочим, производящим сборку и переезд, не следует проявлять удивления в отношении ребенка с аутизмом, не нужно задавать членам его семьи вопросы о состоянии ребенка – даже при благих намерениях это может быть воспринято семьей как неэтичное поведение.
- В логистике и планировании порядка шагов при переезде и погрузке сделайте корректировку, учитывающую приоритеты потребностей аутичного переселенца, поставьте в план сбор, перевозку и разборку комнаты такого ребенка на первое место.
- При сборке комнаты после переезда обратите внимание на максимальное обеспечение безопасности – упаковочные коробки располагайте устойчиво, мебель, требующую крепежа, обязательно укрепите на месте.
Переезд – это почти всегда стрессовая ситуация. Переезд с особым ребенком может ее усугубить. Для снижения всех рисков действия, учитывающие особенности ребенка, должны быть предприняты с обеих сторон – и со стороны переезжающих, и со стороны перевозчика. Если обе стороны учтут ряд простых и понятных правил, то смена места жительства не превратится в катастрофу, а станет просто новым опытом. В том числе и для аутичного новосела.
Материал подготовлен экспертами
Центра проблем аутизма специально для компании «Деликатный переезд».