Охота к перемене мест

"Мир&Dom. Business" / Москва
от 28.11.2005 №011
Дмитрий Федяев

Мувинговый бизнес прост для вхождения, но сложен для достижения успеха

Фирма, проработавшая в одном здании сто лет... Такое возможно разве что в Англии. Да и то в Викторианскую эпоху. Компании, предприятия, общества неминуемо вынуждены менять расположение в поисках большего комфорта или, что тоже нередко, из соображений экономии. Говорят, два переезда равны одному пожару. И, раз так, стоит ли удивляться, что нашлись желающие помочь избежать "стихийного бедствия". Это - компании, занимающиеся мувингом, то есть перевозкой. 

В России такой бизнес оформился лишь к концу XX в. И дело здесь не в степени деловой активности - тут как раз у нас все в порядке. Нужна была определенная предпринимательская культура, понимание, что переезд, выполненный профессионалами, - это действительно экономия времени и средств. Обратившись к любому инетовскому поисковику, можно обнаружить, что мувинговые услуги предлагают полсотни больших и малых компаний. Но серьезных, работающих на достойном уровне, едва ли наберется пять. Переезд - это ведь не только передислокация имущества в срок и без происшествий. Это еще и обученные сотрудники, и стандарты упаковки, а главное, умение правильно перевезти самое неожиданное оборудование. 

Мувинг, как всякий обслуживающий бизнес, зависит от ситуации на рынке. С этой точки зрения перспективы фирм, работающих в сфере переезда, очевидны. Только в этом году было объявлено о намерении ряда крупнейших западных компаний активизировать инвестиции в сферу коммерческой недвижимости. Общий объем вложений может превысить $1 млрд. Ожидается настоящий бум в строительстве офисов класса А и В - так уверяют независимо друг от друга ведущие эксперты. 

Если попытаться оценить емкость мувингового рынка, то надо сразу отметить, что добиться объективных цифр довольно сложно. К примеру, данным о помещениях класса А и В вполне можно доверять, но вот что касается класса С, тут ситуация неопределенная. Кроме того, большая часть переезжающих пока все-таки старается обойтись своими силами. И, наконец, отсутствие ассоциации (аналогичной американской), которая могла бы вести независимый анализ, вынуждает опираться только на те цифры, которые можно получить в крупнейших мувинговых компаниях, таких как IWM, IMS, Allied Pickfords, Асе International Moving, КУРЬЕ.Ру, "Деликатный переезд". С учетом всех подобных допусков примем за факт, что в 2004 г. объем рынка услуг по переезду офисов составил около 70 тыс. рабочих мест. Если учесть, что средняя стоимость перевозки одного рабочего места составляет $100, можно предположить, что объем рынка находится на уровне $7 млн. в год. Специалисты уверенно предсказывают, что в ближайшие два года спрос на мувинговые услуги будет расти, и связывают это не только с инвестиционной привлекательностью сектора коммерческой недвижимости или увеличением деловой активности. 

Значительную роль играет психологический фактор. До сих пор развитие бизнеса сдерживалось неготовностью потребителя. Сейчас становится ясно, что корпоративные стандарты компании предполагают не только наличие дорогой мебели, но и поддержание статуса при переезде. Немыслимо представить себе серьезную фирму, сотрудники которой самостоятельно таскают свои компьютеры, столы, кресла. 

Мувинговый рынок принадлежит к числу наиболее простых для вхождения. Но добиться успеха здесь совсем нелегко. Перевозчик получает в свое распоряжение личные вещи, дорогостоящее оборудование, ценности, а это невозможно без доверия между клиентом и заказчиком. Так что в этой среде действует, скорее, не реклама, а рекомендации предыдущих клиентов, опыт работы на рынке. Мувинг-бизнес имеет серьезную репутационную составляющую, и, пожалуй, это является самым надежным фактором его регулирования. 

Посадка должна быть мягкой, а переезд...
На наши вопросы отвечает Татьяна Громак, руководитель отдела маркетинговых исследований компании "Деликатный переезд".

- Наша компания работает с 2000 г., практически с момента зарождения рынка профессионального перевоза офисов и квартир. Его развитие напрямую связано с ситуацией на рынке недвижимости и строительства. Говоря профессиональным языком, в связи с появлением большого количества качественных бизнес-центров мы наблюдаем высокий уровень "поглощаемости помещений". Повышение требований корпоративных клиентов к недвижимости породило спрос на профессиональные сопутствующие услуги. Теперь привлечение грузчиков в синих или серых халатах уже не соответствует их статусу. Покупатели дорогих квартир и офисов поняли, что им не обойтись без профессиональных перевозчиков их имущества. 

- А во что одеты ваши грузчики?
- Нельзя так называть наших специалистов. Работают они в специальной форме, которая обеспечивает аккуратный внешний вид и удобство. С техникой, мебелью и антиквариатом обращаются по определенным технологиям. А грузчики - это те, кто просто погрузили в машину, просто выгрузили и просто бросили. 

- Мувинговые компании специально занимаются подготовкой специалистов?
- Обязательно. Вот, скажем, у нас. Во-первых, сотрудники к нам приходят по рекомендации, во-вторых, для каждого предусмотрено собеседование. Потом они проходят тест на практическое соответствие, то есть, насколько они действительно умеют работать.Затем проводится курс обучения. Людей учат упаковывать технику и оборудование, определять количество упаковочного материала, правильно разбирать и собирать мебель, навешивать карнизы, жалюзи, люстры. Только после этого сотрудник может приступить к работе на переезде, но под руководством старшего бригады. Несколько раз в год все проходят обязательную аттестацию. 

- А какова в сравнении доля офисных и квартирных переездов?
- Примерно 50 на 50, в зависимости от месяца. Август - это месяц офисных переездов, а апрель-май - квартирных и дачных. 

- В договоре указывается полная сохранность техники, мебели и предметов обихода?
- Конечно. Плюс, если это дорогие вещи (техника, мебель, антиквариат), их можно застраховать. 

- Выработаете только по Москве?
- Москва, Россия, страны СНГ. При зарубежных переездах мы прибегаем к помощи наших партнеров. У нас есть постоянные клиенты, которые довольно часто заказывают межрегиональные переезды. Например, из Ростова в Новосибирск. 

- А там кто все контролирует?
- Бригада выезжает в Ростов, затем следует в Новосибирск. В регионах профессионалов высокого класса нет. Поскольку мы отвечаем за сохранность перевозимого имущества, мы выполняем все работы самостоятельно. 

- Какие у вас были самые масштабные заказы?
- Масштабные заказы бывают часто. Это может быть и 600, и 1000 рабочих мест. Как правило, такой переезд разбивается на несколько дней и объем не чувствуется. Сложнее, если мы ограничены сроками. Например, мы перевезли компанию, у которой было больше 600 рабочих мест за трое суток. Что интересно, никто из муверов за это не взялся. 

- У клиентов встречаются экстравагантные пожелания?
- Однажды к нам обратился магазин эксклюзивной мебели. Им надо было отвезти мебель на стройку для фотосессии и обратно. Заказ был сложный. Представьте ситуацию: строящееся здание, цементная пыль, временные лестницы и - мебель стоимостью в десятки тысяч долларов, за которую мы несем полную материальную ответственность. После успешного выполнения заказа к нам еще не раз обращались с подобной просьбой. 

***
Справка
Первые фирмы, помогавшие перебираться на новое место, появились еще в XIX в. в Америке. В 1936 г. в США была уже создана Американская ассоциация мувинговых компаний